На автомобилях BMW 5 серии устанавливаются рядные двигатели водяного
охлаждения. Двигатели рабочим объемом 1.8 л имеют 4 цилиндра, все
остальные —6 цилиндров. Силовой агрегат расположен в моторном отсеке
продольно. Снятие двигателя возможно только вверх с помощью подъемника. В
зависимости от модели устанавливают следующие двигатели:
модель 518i: 4-цилиндровый двигатель М40 с рабочим объемом 1.8 л;
модели 520i/525i (рабочий объем 2,0/2,5 л): до
апреля 1990 г. двигатель М20, с мая 1990 г. — более мощный 4-клапанный
двигатель М50; модели 530i/535i: двигатель МЗО с рабочим обьемом 3,0/3.5
л;
модель 524td: турбодизельный двигатель M2I с рабочим объемом 2,4 л;
модели 525td/525tds: турбодизельный двигатель М51 с рабочим объемом 2,5 л.
Блок цилиндров отливается из серого чугуна вместе с цилиндрами. При
износе свыше допустимых пределов или повреждении стенок, цилиндры могут
быть расточены и отхонингованы в специализированной мастерской. После
этого требуется установка поршней ремонтных (увеличенных) размеров. В
нижней части блока цилиндров на коренных подшипниках установлен
коленчатый вал. Шатуны, соединяющие поршни с шатунными шейками
коленчатого вала, установлены на коленчатом валу на подшипниках
скольжения. Снизу блок цилиндров закрыт масляным поддоном, в котором
находится масло, необходимое для смазки и охлаждения двигателя. Сверху
на блоке цилиндров установлена головка цилиндров, отлитая из
алюминиевого сглава. По сравнению с чугуном алюминий обладает большей
теплопроводностью и меньшим удельным весом.
Головка цилиндров устроена по так называемому принципу поперечного
потока. Горючая смесь поступает в головку цилиндров с одной стороны, а
отработавшие газы выталкиваются с противоположной. Такая конструкция
обеспечивает более быстрый газообмен. В верхней части головки цилиндров
установлен распределительный вал. Привод распределительного вала в
двигателях М40, М20 и М21 осуществляется от коленчатого вала зубчатым
ремнем, а в двигателях МЗО, М50 и М51 — однорядной роликовой цепью. В
двигателях М20 и МЗО распределительный вал через коромысла управляет
работой впускных и выпускных клапанов, имеющих V-образное расположение. В
двигателе М50. имеющем четыре клапана на цилиндр, установлены два
распределительных вала, один из которых управляет впускными, а другой —
выпускными клапанами. Привод клапанов в этом двигателе непосредственный,
через гидравлические толкатели, не требующие регулировки. В дизельном
двигателе М51 также используются гидравлические толкатели. В
четырехцилиндровом двигателе М40 и в дизельном двигателе М21 привод
клапанов осуществляется через качающиеся рычаги, опирающиеся со стороны,
противоположной клапану, на шаровые пальцы (в двигателях М40 —с
компенсацией зазоров). Для двигателей М20, М21 и МЗО требуется проверка и
регулировка зазоров в клапанах в рамках технического обслуживания, а
также после проведения ремонтных работ на двигателе.
С сентября 1992 г. на моделях 520i/525i устанавливаются
модернизированные 6-цилиндровые двигатели М50. В частности, в них
установлена система изменения фаз газораспределения, сокращенно
называемая VANOS. В зависимости от частоты вращения двигателя с помощью
сервопривода изменяется угловое положение распределительного вала,
управляющего впускными клапанами, относительно приводной звездочки, что
позволяет оптимизировать работу двигателя в широком диапазоне оборотов.
Управление системой осуществляется электронным блоком управления
двигателя. Другие изменения направлены на улучшение характеристик
холостого хода и крутящего момента, снижение токсичности отработавших
газов и расхода топлива: увеличена степень сжатия при введении
дополнительного управления для устранения детонации, установлены
одиночные пружины клапанов с уменьшенной упругостью и облегченные поршни
с удлиненными шатунами. Масляный насос, подающий масло в систему смазки
двигателя, в 6-цилиндровых бензиновых двигателях и дизельных двигателях
объемом 2,4 л расположен в передней части масляного поддона и
приводится в действие от коленчатого вала или через промежуточный вал. В
4-цилиндровых бензиновых двигателях и дизельных двигателях рабочим
объемом 2.5 л масляный насос находится в крышке картера приводного
механизма. Из масляного поддона масло подается к коренным и шатунным
подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, а
также разбрызгивается на стенки цилиндров.
Водяной насос расположен в передней части блока цилиндров. Его вал
связан через вискомуфту с вентилятором, который начинает вращаться при
достижении oпределемной температуры Привод водяного насоса
осуществляется клиновым ремнем от коленчатого вала. Этот же ремень
используется для привода генератора В двигателях М40 водяной насос
приводится в действие зубчатым ремнем распределительного вала Следует
подчеркнуть, что система охлаждения независимо от сезона должна быть
заполнена смесью антифриза и дистиллированной воды с антикоррозионными
присадками. Электронная система впрыска топлива и зажигания служит для
приготовления и воспламенения воздушно-топливной горючей смеси.
Применение электронного управления гарантирует стабильный состав
отработавших газов В передней части головки цилиндров вместо обычного
распределителя зажигания установлен так называемый распределитель
высокого напряжения с приводом непосредственно от распределительного
вала. Система зажигания двигателей М50 вообще не имеет распределителя и
других движущихся частей. В дизельных двигателях также применяется
электронное управление подачей топлива с помощью системы ODE (Digitate
Diesel-Electromk — цифровая электронная система управления дизельным
двигателем).
1. Двигатель М20 (520i, 525i до апреля 1990 г.)
2. Двигатель М50 (520i, 525i с мая 1990 г.)
3. Двигатель М30 (530i, 535i до августа 1992 г.)
4. Двигатель М21 (524td до августа 1990 г.)
5. Двигатель М51 (525td/tds с сентября 1990 г.)
6. Основные технические характеристики двигателей
7. Снятие и установка двигателя
8. Двигатель М30. Снятие и установка.
9. Двигатель М21. Снятие и установка.
10. Двигатель М20. Снятие и установка.
11. Снятие и установка крышки головки цилиндров
12. Снятие и установка головки цилиндров
13. Газораспределительный механизм
14.
15. Снятие и установка распределительного вала
16. Снятие и установка коромысел/осей коромысел
17. Привод клапанов
18. Снятие и установка клапанов
19. Проверка направляющих втулок клапанов
20. Обработка седел клапанов в головке цилиндров
21. Притирка клапанов
22. Турбокомпрессор
23. Снятие и установка турбокомпрессора
24. Проверка, снятие и установка вакуумного насоса
25. Двигатель моделей 518i выпуска с января 1993 г (4 цилиндра, М40)
26. Снятие и установка головки цилиндров. Модель518i
27. Снятие, установка и натяжение приводного ремня генератора. Двигатели М20, М21, М30, М40 (2-клапаниые двигатели, исключая 525td/tds)
28. Снятие, установка и натяжение приводного ремня генератора. Двигатель М50 (модели 520i, 525i с мая 1990 г.)
29. Снятие, установка и натяжение приводного ремня генератора. Двигатель М51 (модели 525td/tds)
30. Запуск двигателя при разряженной батарее
31. Определение неисправностей двигателя
|